Домбровский Юрий - В Кюхельбекер
Юрий Домбровский
В.Кюхельбекер
Среди пятерых казненных и ста двадцати сосланных в Сибирь декабристов
Кюхельбекер занимает особое место. С пистолетом в руке, без шубы, в одном
легком пиджаке штатского покроя он вышел 14 декабря на Сенатскую площадь и
оставался на ней до тех пор, пока поток картечи не смел с торцов мостовой
всех участников восстания.
Таким и зарисовал его Пушкин.
Кюхельбекер в одном пиджаке, в высокой шляпе стоит около какого-то
полного человека в медвежьей шубе и в вытянутой руке его зажат пистолет.
Среди военных мундиров молодых вождей декабрьского восстания длинная
неуклюжая фигура Кюхельбекера в штатском платье должна была выделяться
особенно резко. Несомненно, что правительственная реляция, сообщавшая наряду
с именами военных о "штатских в фраках гнусного вида", подразумевала кроме
Рылеева, Якубовича и Каховского и этого высокого голубоглазого человека.
Поведение Кюхельбекера на площади отличается особой решительностью.
Пистолет, зарисованный Пушкиным, отнюдь не был в руках Кюхельбекера
декоративной деталью. Из него он стрелял в генерала Воинова, из него метился
в великого князя Михаила Павловича, и только случайность (снежная пробка,
закупорившая дуло пистолета) спасла "рыжего Мишку" от серьезного ранения,
если не смерти. Николай, державший в руках все нити декабрьского восстания и
прекрасно разбиравшийся во взаимоотношениях и удельном весе его вожаков, был
особо беспощаден к Кюхельбекеру. В решении верховной уголовной комиссии
после Рылеева, Пестеля, Каховского, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола -
приговоренных к четвертованию, - идет имя Кюхельбекера, приговоренного к
повешению.
Император "смягчил" приговор: четвертование он заменил виселицей,
виселицу пятнадцатилетней каторгой. Под эту монаршию "милость" подпал и
Кюхельбекер. Николай издали зорко следил за судьбой своей жертвы, он сменил
Кюхельбекеру одиночку Шлиссельбургской крепости одиночкой Динбургской,
Динбургскую крепость заменил Ревельской, Ревельскую Свеаборгской. Десять лет
просидел Кюхельбекер в одиночках, потом его сослали в Сибирь.
Даже после смерти Кюхельбекера (в 1846 году в Тобольске) запрет,
лежавший на его имени, не был снят царской цензурой. Первое собрание его
стихотворений вышло в Берлине в 1862 году, второе тоже в Германии (Веймар) в
1880. В царской России Кюхельбекер не издавался.
Только сейчас издательство "Советский писатель" готовит издание
сочинений Кюхельбекера под редакцией Ю. Н. Тынянова и это издание, по
существу, будет первой попыткой донести до читателя творчество одного из
наиболее убежденных и последовательных декабристов.
x x x
Обреченность Кюхельбекера была слишком ясна всем его друзьям еще
задолго до событий 1825 года.
"Какой-то неизбежный фатум управляет твоими делами и твоими талантами,
совращая те и другие с правильного пути", - писал Кюхельбекеру его друг В.
И. Туманский.
Истинная причина жизненных и литературных неудач Кюхельбекера не
находила себе правильного объяснения ни среди его друзей, ни в среде его не-
многочисленных биографов.
Дело, конечно, сводится не к той жизненной инертности и
неприспособленности, на которые так согласно указывали ближайшие
современники Кюхельбекера. Издательские планы Кюхельбекера вовсе не были
абсолютно неудачны. Четырехтомный альманах "Мнемозина", выпущенный в свет
совместно с В. Одоевским, очень скоро нашел огромный резонанс в обществе и
пользовался большим авторитетом.
Пушкин, не разделявший всех убеждений автора альманаха, свиде